ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О ФЕНОМЕНЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1291
Аннотация
Цель. Изучить представления педагогов о сущности и доминирующих проявлениях социально-педагогической запущенности обучающихся в различные периоды развития общества.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проводилось методом онлайн-анкетирования с последующим качественно-содержательным анализом его результатов.
Результаты. Представления педагогов о сущности социально-педагогической запущенности соответствуют современному научному её пониманию, а представления о доминирующих её проявлениях в различные периоды развития общества существенно различаются.
Теоретическая и практическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание социально-педагогической запущенности как сложного социально-психологического феномена, динамически изменяющегося в процессе развития общества. Результаты исследования могут быть использованы для определения оптимальных мишеней превентивного воздействия и повышения эффективности профилактики социально-педагогической запущенности в образовательном пространстве.
Об авторе
Оксана Борисовна СиматоваЗабайкальский государственный университет
Россия
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования, SPIN-код 7438-3683
Список литературы
1. Бахадова Е. В. Проблема социализации детей и подростков с педагогической запущенностью // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2012. № 15. С. 218–232.
2. Зинченко Ю. П. Теории личностных черт и эссенциальная артериальная гипертензия: история и современность // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2018. № 10. С. 4–11. DOI: 10.14412/2074-2711-2018-1-4-11
3. Исаева И. И. Особенности оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении // Психология и психотерапия семьи (электронный журнал). 2018. № 2. URL: www.familypsychology.ru (дата обращения: 11.12.2022). DOI: 10.17513/pps.2018.2.4
4. Карабанова О. А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 295–300.
5. Катан Е. А. Жестокое обращение и пренебрежение в детстве определяют отдаленные последствия для психического и физического здоровья взрослых // Оренбургский медицинский вестник. 2020. Т. 8. № 3. С. 15–22.
6. Медико-психологические, социокультурные, возрастные и генетические аспекты изучения «стресс-коронарного поведения» (к 60-летию концепции поведенческого типа А) / И. А. Мелентьев., А. С. Мелентьев, В. П. Зайцев, С. В. Найденкин, И. А. Дуванов // Лечебное дело. 2019. № 4. С. 88–101. DOI: 10.24411/2071-5315-2019-12162
7. Медико-социальные критерии диагностики жестокого обращения с хронически больными детьми в семье / Т. В. Свиридова, С. Б. Лазуренко, М. С. Ртищева, А. М. Герасимова, Н. Н. Павлова // Российский педиатрический журнал. 2018. № 21. С. 216–220. DOI: 10.18821/1560-9561-2018-21-4-216-220
8. Митрухина С. В., Слюсарь Е. С. Феномен неглекта в социальной работе // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 3. С. 46–51.
9. Овчарова Р. В., Жигарева Н. А. Коррекция нарушений семейного воспитания социально и педагогически запущенных подростков // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология. Психологи. Медицина. 2017. Вып. 9. № 3. С. 79–85.
10. Овчарова Р. В. Проблема диагностики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков // Педагогическое образование в России. 2010. № 1. С. 52–56.
11. Реан А. А., Коновалов И. А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292–300. DOI: 10.24411/2073-0454-2020-10500
12. Реан А. А., Коновалов И. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1. С. 23–32. DOI: 10.11621/npj.2019.0103
13. Силина Л. А. Личность родителя как детерминант социально-педагогической запущенности ребенка младшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 405–407.
14. Симатова О. Б. Общепрофессиональные деформации педагогов с различным типом личности по отношению к социальной конкуренции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 202. С. 117–128. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-117-128
15. Симатова О. Б. Ценностно-мотивационный компонент профессионального самоопределения у студентов, подвергшихся неглекту в родительской семье // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2022. № 205. С. 254–265. DOI: 10.33910/1992-6464-2022-205-254-265
16. Темур Г. Н. Диагностика отдаленных последствий посттравматического стрессового расстройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 10. URL: www.e-koncept.ru (дата обращения: 05.12.2022).
17. Шмарион П. В. Самовоспроизводство насилия в семье в отношении несовершеннолетних // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 2. С. 164–327.
18. Coronary heart disease in the Western Collaborative Group Study: a follow-up experience of 4.5 years / R. Rosenman, M. Friedman, R. Straus, C. Jenkins, S. Zyzanski, M. Wurm // Journal of Chronic Diseases. 1970. №3. P. 173–190.
19. Hildyard K. L., Wolfe D. A. Child neglect: developmental issues and outcomes // Child Abuse and Neglect. 2002. Vol. 26. Iss. 6–7. P. 679–695.
20. Krystal H. Alexithymia and the effectiveness of psychoanalytic treatment // The International Journal of Psychoanalysis. 1983. № 9. P. 353–378.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Симатова О.Б. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О ФЕНОМЕНЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ. Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»). 2023;(3). https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1291
For citation:
Simatova O.B. TRANSFORMATION OF TEACHERS' REPRESENTATIONS OF THE PHENOMENON OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL NEGLECT. Russian Social and Humanitarian Journal. 2023;(3). (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1291