Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

МЕТОД СУПЕРВИЗИИ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПОДДЕРЖКУ ДЕТЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-3-1087

Полный текст:

Аннотация

Цель. Анализ особенностей реализации метода супервизии в процессе подготовки педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях организации педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Процедура и методы. В статье рассматриваются вопросы организации профессиональной поддержки педагогов, сталкивающихся с препятствиями в работе с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Основным методом исследования является метод супервизии, основанный на методологии клиент-центрированной терапии Карла Роджерса. Результаты. Модель применения метода супервизии в работе с педагогами-практиками апробирована в рамках выполнения научно-исследовательской работы по созданию условий профессиональной поддержки педагогов, ориентированных на работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Применение метода супервизии позволяет профилактировать эмоциональное выгорание у педагогов, а также осуществлять поиск оптимальных путей решения профессиональных проблем в условиях супервизорской группы, в том числе и в режиме дистанционного взаимодействия. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие вариативных форматов подготовки педагогов к работе с детьми уязвимых категорий. Представленная в статье структура групповой супервизорской сессии и опыт организации таких сессий с педагогами на основе методологии клиент-центрированной терапии Карла Роджерса могут быть использованы в условиях вузовской подготовки и при освоении образовательных программ повышения квалификации педагогов и специалистов помогающих профессий (социальные педагоги, практические психологи) при учёте специфики их профессиональной деятельности, состоящей в обеспечении педагогической поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Об авторе

И. Н. Попова
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Васильева В. С., Николаева И. И. Особенности социально-педагогической работы педагога-психолога с детьми группы риска // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-6. С. 1023-1026.

2. Ваулина Т. А. Супервизия: опыт американской психологии // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 44-46.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 201 с.

4. Волобуева Т. Б. Супервизия в дополнительном педагогическом образовании: региональная модель // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 3. С. 21-28.

5. Воронина Л. В., Моисеева Л. В. Супервизия как ведущий метод научного менеджмента в подготовке аспирантов // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 36-40.

6. Гурьянова М. П., Дементьева Л. А. Комплексный анализ деятельности школьных социальных педагогов по профилактике агрессивных проявлений детей в образовательной среде // Социальная педагогика. 2020. № 2. С. 83-95.

7. Дегтерев В. А., Ларионова И. А. Супервизия как средство практической профессиональной подготовки специалистов социальной работы: зарубежный опыт // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2018. № 2. С. 5-9.

8. Залевский Г. В. Супервизия: основания классификации, концепции, модели. Сообщение 3 // Сибирский психологический журнал. 2000. № 13. С. 94-99.

9. Катрин Т. Ю. Супервизия как профилактика профессионального выгорания в практике работы психологов социальной сферы // Психология и психотерапия семьи. 2018. № 2. С. 70-76.

10. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. СПб.: Мед. центр С. П. Семёнова “Вита“, 2004. 126 с.

11. Овсянникова Г. В. Социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска» // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы конференции, Чебоксары, 28 ноября 2018 г. Чебоксары: Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс“, 2018. С. 113-117.

12. Пономаренко М. А. Педагогическое супервизорство: генезис понятия и сущность [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2012. № 8. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm (дата обращения: 09.09.2017).

13. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002. 352 с.

14. Цинченко Г. М. Благополучие детей в контексте новых социальных исследований в западных странах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 76-88. DOI: 10.15593/2224-9354/2017.1.6

15. Щукина Ю. В. Актуальные проблемы супервизорской практики // Научно-практические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ. М.: Экон-Информ, 2011. С. 178-202.

16. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Супервизия как педагогический феномен // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 10. С. 9-13.

17. Bernard J. M., Goodyear R. K. Fundamentals of clinical supervision. Harlow: Pearson, 2014. 359 p.

18. Development, content, process and outcome of an online peer supervision group for counselor trainees / Christine J. Yeh, Tai Chang, Lillian Chiang, Christopher M. Drost, Dorota Spelliscy, Robert T. Carter, Yaowen Chang // Computers in Human Behavior. 2008. № 24. P. 2889-2903. DOI: 10.1016/j.chb.2008.04.010

19. Falender C. A., Shafranske E. P. Clinical supervision: a competency based approach. Washington: American Psychological Association, 2004. 336 p.

20. Gottschalk G. M. Soziale Pдdagogik. Systematische Kategorien eines historischen Begriffs // Konrad F.-M. Sozialpдdagogik im Wandel. Historische Skizzen. Mьnster: Waxmann Verlag GmbH, 2005. P. 35-54.

21. Hess K. D., Hess A. K., Hess T. H. Psychotherapy Supervision: Theory, Research and Practice. Hoboken: Wiley, 2008. 648 p.

22. O’Hare W., Mather M., Dupuis G. Analyzing State Differences in Child Well-Being // Child Indicators Research. 2013. № 6. P. 401-431. DOI: 10.1007/s12187-012-9173-3

23. Rogers С. Client-centered therapy. Boston: Houghton-Mifflin, 1951. 572 p.

24. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. Vol. 44 (3). P. 240-248. DOI: 10.1037/0033-3204.44.3.240


Рецензия

Для цитирования:


Попова И.Н. МЕТОД СУПЕРВИЗИИ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПОДДЕРЖКУ ДЕТЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. Вестник Московского государственного областного университета. 2021;(3):174-193. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-3-1087

For citation:


Popova I.N. SUPERVISION METHOD IN WORKING WITH TEACHERS SUPPORTING CHILDREN IN HARD LIFE SITUATION. Bulletin of Moscow Region State University. 2021;(3):174-193. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-3-1087

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)