Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-3-1077

Аннотация

Цель. Определение особенностей изменения социальной идентичности и структуры ценностей персонала в ситуации обучения. Процедура и методы. Основное содержание исследования включает анализ результатов изучения взаимосвязи социальной идентичности и структуры ценностей менеджеров в ситуации обучения. Автором проведён эксперимент с помощью методик «РОССТЛ» В. Г. Грязевой-Добшинской и «Рефлексивный выбор» В. А. Петровского на 80 менеджерах российских коммерческих организаций. Результаты. Анализ показал, что обучение персонала выступает фактором изменения социальной идентичности и структуры ценностей менеджеров. Обучение способствует идентификации менеджеров с ролями заместителя руководителя и творческого сотрудника и выбору актуальных в работе ценностей «Карьера» и «Власть», необходимых в работе ценностей «Познание» и «Деньги», желаемой в работе ценности «Творчество». Теоретическое и/или практическое значение. В заключение статьи сформулированы основные выводы и возможности использования полученных данных с учётом актуальных практических запросов сферы обучения и развития персонала компании.

Об авторе

Е. С. Письменюк
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет); ООО «Объединённые кондитеры»
Россия


Список литературы

1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. А, Черноризов А. М. Историко-эволюционный подход к развитию сложных систем // Вопросы психологии. 2013. № 6. С. 3-13.

2. Бавина П. А., Чурилина И. Н., Егорова Е. В. Современные технологии профориентационного обучения в концепции work based learning // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сборник материалов ХLVIII Международной научно-практической конференции : г. Новосибирск, 9 февраля 2016 г. / под общей редакцией С. С. Чернова. Новосибирск, 2016. С. 165-169.

3. Бадью А. Философия и событие / пер. Д. Кралечкин. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013.192 с.

4. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: Инфра-М, 2006.116 с.

5. Белинская Е. П. Человек в изменяющемся мире - социально-психологическая перспектива. М.: Прометей, 2005. 319 с.

6. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. 2015. № 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1120-belinskaya40.html (дата обращения: 30.06.2020).

7. Виштак О. В., Варгина Е. В. Анализ факторов, влияющих на результативность подготовки персонала промышленных предприятий [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование. 2015. № 3-4. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2056 (дата обращения: 27.06.2020).

8. Грязева-Добшинская В. Г. Толерантность субъектов творческой и инновационной деятельности как социокультурный капитал инновации предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 42. С. 17-24.

9. Грязева-Добшинская В.Г. Инновационное лидерство: моделирование тенденций активности менеджеров предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 17. С. 9-17.

10. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М.: Современный гуманитарный университет, 2009. 456 с.

11. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.06.2020).

12. Несмеянова Р. К., Липатов С. А. Взаимосвязь восприятия привлекательности корпоративной культуры с организационной идентификацией сотрудников // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 3. С. 67-84.

13. Особенности идентификации с персонажами культового фильма в контексте проблем социальной идентичности зрителей / С. Ю. Коробова и др. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 24-31. DOI: 10.14529/psy180303.

14. Петровский В. А., Таран Т. А. Модель рефлексивного выбора: трансактная версия // VIII национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием (Коломна, 7-12 октября 2002 г.) : труды в 2 т. Т. 1. М.: Физматлит, 2002. С. 502-511.

15. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 350 с.

16. Третьяков В. П. Порождающие игры. Практическое руководство по применению. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 240 с.

17. Хухлаев О. Е., Хайт М. А. Сложность социальной идентичности: концепция С. Роккас и М. Брюера // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 16-26.

18. Haslam S. A. Psychology in organizations: The social identity approaches. London: Sage, 2004. 336 p.


Рецензия

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)