ПОЛИТИКА ПРОФИЛИЗАЦИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1252
Аннотация
Цель. Оценка эффективности политики профилизации в разрезе её влияния на развитие системы среднего профессионального образования и всю систему воспроизводства человеческого капитала в России.
Процедура и методы. На основе данных эмпирических (как качественных, так и количественных) исследований, проводимых как в России, так и в других странах, осуществлён анализ влияния политики профилизации на такие показатели, как равенство доступа к образованию и популярность среднего профессионального образования.
Результаты. Показано, что система среднего профессионального образования, являясь одним из механизмов и одновременно результивирующих эффектов образовательной политики профилизации, выступает системой, которая способствует инкапсуляции ряда социальных проблем, в частности, неравенства возможностей. Показано, что политика профилизации приводит к сепарации системы среднего профессионального образования, которое воспринимается общественным мнением России как непривлекательная образовательная траектория. Сделан вывод о необходимости пересмотра базовых императивов политики профилизации.
Теоретическая значимость. Обосновано предположение, что для корректировки отрицательных эффектов профилизации образовательная политика может быть переориентирована на пересмотр её идейных и организационных оснований. С точки зрения авторов, изменение базовых императивов политики профилизации при сохранении её общей направленности будет способствовать реализации национальных интересов России в сфере образования.
Об авторах
Мария Владимировна ДобрынинаРоссия
канд. полит. н.
Доцент кафедры экономики, мененджмента и финансов НИУ МИЭТ
Татьяна Владимировна Растимешина
Россия
Доктор политических наук, доцент
Главный редактор журнала "Экономические и социально-гуманитарные исследования"
Список литературы
1. Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с.
2. Доступность качественного общего образования в России: возможности и ограничения / Д. Л. Константиновский, Д. Ю. Куракин, Я. М. Рощина, В. С. Вахштайн // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 186–201.
3. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов // Социологический журнал. 2021. Т. 27. № 4. С. 72–98.
4. Каргина Е. М. Профилизация образовательной среды на этапе дошкольного образования // Приволжский научный вестник. 2014. № 3. С. 98–100.
5. Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Российская школа: начало ХХI века. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 429 с.
6. Лушников Д. А., Лушникова Г. А. Проблемы профилизации образования в контексте средней и высшей школы // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 12. С. 68–72.
7. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 271 с.
8. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой / А. В. Капуза, Ю. Д. Керша, А. Б. Захаров, Т. Е. Хавенсон // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10–35.
9. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 66–89.
10. Шаповалова В. С. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 394 с.
11. Bol T., Van de Werfhorst H. G. Educational systems and the trade-off between labor market allocation and equality of educational opportunity // Comparative Education Review. 2013. Vol. 57. P. 285–308.
12. Bol T., Van de Werfhorst H. G. The measurement of tracking, vocational orientation, and standardization of educational systems: a comparative approach // GINI Discussion Paper. 2013. Vol. 81. P. 1–42.
13. Hanushek E. A., Schwerdt G., Woessman L., et al. General education, vocational education, and labor-market outcomes over the life-cycle // The Journal of Human Resources. 2017. Vol. 52. P. 48–87.
14. Marks G. N. Are between-and within-school differences in student performance largely due to socioeconomic background? Evidence from 30 countries // Educational Researcher. 2006. Vol. 48. P. 21–40.
15. Reichelt M., Collischon M., Eberl A. School tracking and its role in social reproduction: reinforcing educational inheritance and the direct effects of social origin // The British Journal of Sociology. 2019. Vol. 70. P. 1–26.