Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ГИПЕРОНИМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ VS КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-3-1131

Аннотация

Цель. Обоснование выделения понятия категориальный концепт среди гиперонимических ментальных единиц.

Процедура и методы. Выполнен обзор гиперонимических концептов. Проведен лингвокультурологический и лексикографический анализ концепта FAMILY в американской лингвокультуре, анализ ассоциативно-вербальных сетей.

Результаты. По заключению автор обосновал выделение категориального концепта как отдельной ментальной единицы. Определил некоторые  особенности концептуальной категории. Также анализ показал наличие следующих субкатегориальных концептов категории FAMILY: EVENT, HOME, RELATIVE, CHILD, FRIENDSHIP, LOVE, CLOSE RELATIVE, RESPONSIBILITY.

Теоретическая значимость. Представлен пример анализа для выявления элементов концептуальной категории. Cформулировано положение о наличии различных связей между элементами категории, основанных на ядерных и периферийных признаках самого концепта.

Об авторе

Татьяна Владимировна Борисенко
Челябинский государственный университет
Россия

доцент, кафедры теоретического и практического языкознания, историко-филологический факультет



Список литературы

1. Болдырев Н. Н. Роль интерпретирующей функции в формировании языковых категорий // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1. С. 9–16.

2. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика: лингвокогнитивные механизмы смысловой интерпретации поэтического текста // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021 № 6. С. 38–48.

3. Борисенко Т. В. Актуализация субкатегориального концепта многодетность в русскоязычной социальной сети Instagram // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 01.07.2022).

4. Воркачёв С. Г. Специфичность универсального: идея справедливости в лингвокультуре. Волгоград: Парадигма, 2010. 299 с.

5. Голованова Е. И. Базовые когнитивные понятия и развитие терминоведения // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2010. № 2. С. 85–91.

6. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 191–206.

7. Кострубина Е. А. Гиперконцепт семья/дом – family/home в русской и английской лингвокультурах: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 20 с.

8. Крячко В. Б. Концептосфера «война» в английской и русской лингвокультурах: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2007. 25 с.

9. Пименова М. В., Мошина Е. А. Символ moterland (Родина) в английской лингвокультуре // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 2. С. 155–163.

10. Пименова М. В., Бакирова А. А. Символический макроконцепт «вселенная» в аспекте первопризнака в русской лингвокультуре // Гуманитарный вектор. 2021. № 1. Т. 16. С. 92–101.

11. Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы. Днепропетровск: Белая Е. А., 2013. 307 с.

12. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 339 с.

13. Язык и национальное сознание: вопросы теории и методологии / З. Д. Попова, И. А. Стернин, А. П. Бабушкин, В. М. Топорова, М. Ф. Панкина, В. Б. Гольдберг, Л. В. Лаенко, Э. Д. Хаустова, О. В. Ивашенко, М. А. Стернина, В. Ю. Копров, Г. В. Быкова, А. А. Махонина, О. Н. Чарыкова; науч. ред. З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. 314 с.

14. The typology of sound symbolism: defining macro-concepts via their semantic and phonetic features / N. E. Johansson, A. Anikin, G. Carling, A. Holmer // Linguistic Typology. 2020. № 24. P. 253–310.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 412


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)