Preview

Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»)

Расширенный поиск

КАЧЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГОВ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-3-1113

Полный текст:

Аннотация

Цель. Изучить частоту и содержательную структуру вербальной агрессии у педагогов с различными профессиональными деформациями.

Процедура и методы. Изучение вербальной агрессии осуществлялось методом визуального наблюдения с вербальной регистрацией речевого материала.

Результаты. В ходе эмпирического исследования выявлены статистически значимые различия частоты встречаемости и содержательной структуры вербальной агрессии при различных профессиональных деформациях педагогов.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание вербальной агрессии как значимой составляющей целого ряда профессиональных деформаций педагога. Результаты исследования позволяют наметить эффективное направление превентивной и коррекционной работы в отношении профессиональных деформаций педагогов с учетом частоты и качественного своеобразия проявлений вербальной агрессии.

Об авторе

Оксана Борисовна Симатова
http://www.zabgu.ru/
Забайкальский государственный университет
Россия

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования, SPIN-код 7438-3683



Список литературы

1. Громова Н. С. Речевая агрессия: от коммуникативных ошибок до правонарушений // Юрислингвистика. 2016. № 5. С. 173–189.

2. Гусева Е. Н. Специфика образовательной коммуникации и вербальной агрессии в системе «учитель – ученик» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 21–23.

3. Дикова В. В., Зеер Э. Ф. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя // Образование и наука. 2000. № 4 (34). С. 78–89.

4. Дружилов С. А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 2. С. 45–63. DOI: 10.11621/vsp.2017.02.45

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессинализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9–28. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Лебедева Е. В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89–107. DOI: 10.17223/17267080/79/6

7. Камдина Л. В. Оценка влияния пандемии COVID-19 на качество жизни населения // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. Вып. 71. 2020. № 11 (445). С. 224–230. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-11126

8. Козлова К. В., Муравьева О. И., Корытова Г. С. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 1(23). С. 18–27. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-18-2

9. Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 43–50.

10. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике / О. М. Долидович, А. А. Машанов, Н. А. Гончаревич, А. А. Шарашкина // Научный диалог. 2017. № 10. С. 311–323. DOI: 10.24224/2227-1295-201-10-311-323

11. Плещенко В. И. Между традициями и виртуальной реальностью: эпидемия коронавируса как катализатор изменений в культурной сфере // Культурологический журнал. 2020. № 2 (40). С. 1–5. DOI: 10.34685/HI.2020.28.81.00

12. Симатова О. Б. Доминирующая направленность и мотивационные тенденции студентов с различным отношением к социальной конкуренции // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 29. С. 79–90. DOI: 10.26516/2304-1226.2019.29.79

13. Симатова О. Б. Общепрофессиональные деформации педагогов с различным типом личности по отношению к социальной конкуренции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 202. С. 117–128. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-117-128

14. Сысоева Е. Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 4. С. 48–53. DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-48-53

15. Федотова Н. И. Профессиональная деформация преподавателей высшей школы // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 4. С. 27–35. DOI: 10.17805/trudy.2017.4.5


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Симатова О.Б. КАЧЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГОВ. Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»). 2022;(3). https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-3-1113

For citation:


Simatova O.B. QUALITATIVE SINGULARITY OF VERBAL AGGRESSION IN THE CONTEXT OF VARIOUS GENERAL PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF EDUCATORS. Russian Social and Humanitarian Journal. 2022;(3). (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-3-1113

Просмотров: 157


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.